Успенский собор Владимир адрес

Адрес: Владимирская обл., г.Владимир, ул. Б.Московская, 56

 Успенский собор во Владимире был заложен в 1158 году, одновременно с возведением стен Нового города с Золотыми воротами. Владимирский князь Андрей Боголюбский, задумавший большие перемены в городе, претендовавшем на то, чтобы стать новой столицей, решил украсить свой новый детинец истинным шедевром, на строительство которого были приглашены мастера из Киева и Поднепровья, и даже архитекторы, присланные Фридрихом Барбароссой. В 1160 году собор был закончен. Богатство и пышность его убранства поражала современников. Один из приближенных князя Андрея, священник Микула, с восхищением описывал внутреннее убранство нового храма, перечисляя все золотые и серебряные украшения и утварь и добавляя: «Церковь Богородицы была так же удивительно красива, как храм Соломона». Действительно, на новый соборный храм своего города Андрей Боголюбский не поскупился. Стройный, пятиглавый красавец-собор был богато украшен резьбой, три входные двери поражали воображение – они были «золотыми» (подобно входным золотым дверям в Рождественском соборе Суздаля). Рельефные резные детали интерьера были покрыты золоченой медью, а своды подпирали шесть столпов. Купол парил на высоте 33 метров (ровно такой же высоты купол Софийского собора в Киеве, и, вероятно, не случайно). Забота князя Андрея о величии нового собора была так велика, что он подарил собору немало земельных владений, а также десятую часть княжеских доходов, то есть сделал его «десятинным», подобно Десятинной церкви в Киеве.

К сожалению, в первозданном виде храм простоял всего около двадцати лет. В 1185 году страшный пожар уничтожил все интерьеры, а белокаменные стены от сильного жара потрескались. Чтобы уберечь собор от разрушения, не разбирая его, брат Андрея Боголюбского Всеволод Большое Гнездо, правивший в те годы Владимиром, окружил пострадавший храм галереями, укрепившими его стены. Иностранцев он приглашать не стал, ограничившись местными зодчими. Те не рискнули оставлять все пять глав на первоначальном основании и разнесли боковые главы по краям новой галереи. Чтобы облегчить нагрузку на стены, своды и барабаны делались из более легкого камня – пористого туфа. Арки и пилоны укрепили старые стены внутри нового объема, а в старых стенах прорубили проемы и арки для связи галерей. Галереи же стали княжеской усыпальницей. Их стены украшает замечательная резьба: аркатурно-колончатые пояса, порталы. Конечно, эта резьба не сравнится с богатыми резными украшениями соседнего Димитриевского собора, но благодаря гладким плоскостям широких лопаток, прорезаемых сдержанными узорами, храм выглядит сурово и величественно. Стоит упомянуть, что Успенский собор во Владимире стал образцом для строительства Успенского собора в Московском Кремле.

 Из-за постоянных набегов татар собор не раз горел: в 1238 году во время набега от огня на хорах собора погибла княжеская семья, епископ и горожане, прятавшиеся там, в 1410 году орда царевича Талыча разграбила собор, разыскивая тайник с сокровищами. Сильно пострадал храм и в 1536 году от очередного пожара. Из-за всех невзгод станы храма были сильно повреждены, а кровля и купола – тем более. Их неоднократно чинили, в XVIII веке была сделана новая четырехскатная кровля, окончательно исказившая первоначальный облик храма, имевшего позакомарное покрытие. Алтарная часть теперь тоже «отступила» от своего первоначального места: ее разобрали и передвинули.

В 1810 году по проекту архитектора А.Н.Вершинского была построена новая соборная колокольня высотой 56 метров. Прежняя, шатровая, погибла от удара молнии. Колокольня велика и массивна, выполнена в стиле классицизм. Ее широкое основание – первый ярус – украшен по бокам небольшими барабанчиками, окружен крупными парными колоннами. Венчает колокольню высокий шпиль. В 1862 году собор и колокольню соединили небольшим теплым храмом Георгия Победоносца (архитектор Н.А. Артлебен). Новая обстройка, к сожалению, не повлияла только на починку ограды, на ветхость которой жаловался еще в 1792 году настоятель. И по сей день ограда собора выглядит чисто символически, но зато не мешает открытому виду на этот прекрасный памятник.

Все же первоначальную ограду не только собора, но и всего детинца археологам удалось найти. Неподалеку от собора в результате раскопок стали видны фрагменты древней белокаменной стены, окружавшей княжеский детинец. Эта стена отгораживала княжеский и епископский дворы от остального города и представляла собой уменьшенную копию большой оборонительной стены Нового города. Даже ворота были похожи на Золотые.

Первоначальный вид (точнее, вид второго этапа строительства) был возвращен собору при реставрации 1888-1891 годов.

В советское время собор был закрыт и в 1923 году передан музею. Сотрудники губмузея (так он тогда назывался) отмечали тяжелое состояние уникальных фресок, сильно пострадавших из-за нерегулярного отопления и покрывшихся ползучей плесенью.

ВЛАДИМИРСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР

Службы в соборе были прекращены и возобновились в 1944 году. Сейчас музей и церковные власти совместно ведают собором: в нем ведутся службы по особо чтимым праздникам и проводятся ежедневные экскурсии. Проблема состоит в том, что бессистемное и несогласованное использование собора, копоть некачественных свечей, вход людей в сырой одежде и примитивные методы уборки в итоге могут сильно повредить, а то и погубить уникальные фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, благодаря которым Успенский собор во Владимире известен на весь мир. Необходимо либо менять режим работы, либо устанавливать современную систему климат-контроля, причем делать это нужно срочно.

Фрески и интерьеры.

Собор был расписан в 1408 году иноками московского Андроникова монастыря Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Площадь сохранившихся фресок впечатляет – около 300 кв.м. Это композиции «Страшный суд» и «Лоно Авраамово», сохранившиеся полностью, и фрагменты фресок «Преображение», «Крещение», «Сошествие Святого Духа», «Введение Богородицы во храм» и «Жертвоприношение Иоакима и Анны». Росписи, написанные мягкими тонами красок, лики святых с как будто по-настоящему светящимися нимбами выглядят живыми.

Сохранились и более древние фрески, правда, в менее доступных местах: на галереях, в арках. Удивительнее всего то, что фрагменты росписей, изображающих пророков и павлинов, относящиеся к 1161 году, уцелели на наружной стене андреевского храма, в северной галерее.

Нынешний пышный и высокий резной иконостас, блеском затмевающий фрески внутри старого ядра собора, был поставлен в 1773-1774 годах, после капитального ремонта здания. Но сохранились и иконы из иконостаса рублевского времени. Они после демонтажа в XVIII веке были проданы в церковь села Васильевского. В 1922 году их перевезли в Москву. Теперь часть из них хранится в Третьяковской галерее, а часть- в Русском музее в Санкт-Петербурге. Эти иконы, как и сам иконостас, относятся к XV веку. Иконостас был значительно ниже, но в отличие от нового, он более гармонично вписывался в пространство великолепно расписанного собора.

Сейчас стоит вопрос о сохранении уникальных фресок. Директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова отмечает, что 50 лет назад фрески были ярче, и что они нуждаются как минимум в консервации, а для полноценной сохранности – в полной замене системы кондиционирования, вентиляции и поддержки температурного режима, отсутствие которой разрушает древний шедевр, недавно отметивший свой 600-летний юбилей.

*Статья написана для сайта www.vladimirru.ru. Оригинал находится здесь: http://vladimirru.ru/Arhitect/uspenskij.htm

Входит в проект: домонгольские храмы

Успенский собор во Владимире

История собора

   В 1158 г. сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский сделал своей столицей город Владимир на Клязьме, основанный за полвека до этого Владимиром Мономахом. И в этом же году на высокой горе над Клязьмой Андрей Боголюбский начал строить Успенский собор. Храм стал крупнейшей постройкой новой столицы, центром ее архитектурного ансамбля. Заняв наиболее выгодную точку городского рельефа, на кромке обрыва, он господствовал над городом и его окрестностями, а золотой купол собора было видно на многие километры вокруг.

   По высоте Успенский собор во Владимире равнялся Софии Киевской — храм новой столицы, по замыслу Андрея Боголюбского, естественно, не мог уступать киевской святыне. На постройку храма князь выделил десятую долю своих доходов. Собор был сложен из белого камня-известняка, а его центральная глава покрыта «червонным золотом», за что он получил наименование «Златоверхого». 

   От стен Успенского собора берет начало и знаменитая белокаменная резьба древнерусских храмов. Именно на фасадах Успенского собора впервые появились резные белокаменные маски и композиции: «Три отрока в пещи огненной», «Сорок мучеников севастийских», «Вознесение Александра Македонского на небо». Внешний облик здания вызывал изумление у современников. Успенский собор летописцы сравнивали с храмом царя Соломона в Иерусалиме. Огромный интерьер храма сиял блеском золота, майолики и росписей. Он мог вмещать две тысячи человек.

   На протяжении XII-XIII вв. собор разорялся татарами, несколько раз горел. В 1238 г. взявшие город штурмом татары приступили к стенам Успенского собора, где укрывались множество владимирцев, княжеская семья и епископ Митрофан. Татары обложили собор снаружи бревнами и хворостом и подожгли его. Множество людей, искавших спасения в соборе, задохнулось от дыма. Выбив двери храма, татары устроили в нем резню. Все реликвии были расхищены, но храм, обгоревший и разграбленный, устоял.

   До начала XV В. собор стоял в запустении. Только в 1408 г. восстанавливать живопись Успенского собора приехали мастера из Москвы. Это были легендарные Андрей Рублев и Даниил Черный. Придерживаясь старой системы размещения сюжетов, они расписали собор фактически заново. Сохранившиеся до наших дней со значительными утратами фрески Андрея Рублева и Даниила Черного являются сегодня драгоценной достопримечательностью Владимирского Успенского собора. Рублев и Черный написали и иконы для нового иконостаса. В 1773-1774 гг. этот иконостас был разобран, а вместо него установлен новый, который можно видеть в соборе сегодня. А иконы рублевского письма были вывезены в церковь села Васильевского (откуда в 1922 г. попалив Третьяковскую галерею и в Русский музей).

   Со времени Андрея Рублева Успенский собор разорялся и горел еще несколько раз. В XVII В. его росписи вновь поновлялись и приводились в порядок. Только научная реставрация, проведенная в 1888-1891 гг., вернула собору его первоначальный вид.

   Святые мощи

   После своей трагической кончины князь Андрей Боголю6ский был погребен в Успенском кафедральном соборе в северной стене храма. До открытия в 1702 г. мощи святого князя почивали под спудом, пока царь Петр I не обрел их. В том же году состоялась канонизация князя Андрея как общерусского святого. Сегодня святыня открыта для поклонения, а рака с его святыми мощами установлена слева от алтарной преграды придела, освященного в его честь.

   Гробница святого князя Георгия находится возле южной стены храма. Он был четвертым сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо. На протяжении почти 30 лет мудро управлял огромным княжеством, которое они укреплял через градостроительство. Князь Георгий Всеволодович погиб в одной из битв с татарами на реке Сить. По приказу хана Батыя ему была отсечена голова, которая по положении во гроб чудесным образом срослась с телом. Достоверность сообщения летописца подтвердило вскрытие мощей Георгия Всеволодовича, состоявшееся 13 и 15 февраля 1919 г. Исследование показало, что честная глава срослась с телом так, что шейные позвонки были смещены и срослись неправильно.

   В этом же соборе мощи святого благоверного князя Глеба Андреевича. Он был младшим сыном святого князя Андрея Боголюбского. Уже с 12 лет он проводил уединенную духовную жизнь, избрав для себя подвиг строгого поста и молитвенного бдения. Умер в возрасте 19 лет, согласно надписи на гробнице с его мощами, 20 июня 1175 г. У мощей святого, которых не коснулось тление, неоднократно совершались чудеса.

Успенский собор

В 1238 г., когда в осажденный Владимир ворвались воины хана Батыя, они подожгли кафедральный собор. Находившаяся в храме гробница с его мощами не получила от огня никаких повреждений. Также в 1410 г. на Владимир неожиданно напало татарское войско, а Успенский собор подвергся разграблениям. Один из воинов в поиске сокровищ поднял крышку гробницы святого Глеба, но в то же мгновение из нее вышел огонь. Это явление так устрашило татар, что они тотчас покинули храм.

   В 1608 г. польско-литовские войска, заняв Суздаль и Юрьев, приступили к беззащитному в то время Владимиру, но овладеть городом так и не смогли. Ночью соборному причетнику было видение, в котором явившийся ему святой князь Глеб поведал, что Владимир будет спасен молитвами святых князей, мощи которых почивают в соборе. Той же ночью неприятельская армия отступила от города.

  Святые мощи святителя Максима (1305), перенесшего митрополию из Киева во Владимир, почивают под спудом в Успенском соборе. Сейчас над мощами святителя находится список Максимовской иконы Божией Матери, изображающей явление Богородицы Святителю Максиму (подлинная Максимовская икона — в Суздальском музее-заповеднике). На ней Божия Матерь изображена в полный рост, а перед Нею на коленях стоит митрополит Максим и принимает из Ее рук омофор (как в чудесном видении).

   Икона Божией Матери «Владимирская»

   До 1395 г. в Успенском соборе находилась одна из величайших русских святынь — икона Владимирской Богоматери. По преданию, ее написал сам евангелист Лука. Эта икона XI в. была привезена князем Андреем Боголюбским из Вышгорода и помещена в храм в качестве главной святыни Владимира и Владимирской земли. Икона была прекрасно украшена серебряной ризой, а также драгоценными каменьями и жемчугом. Во время неоднократных пожаров и монголо-татарского разорения святыня оставалась невредима. Пред Владимирскою иконою древнерусские люди приносили клятву в верности своему Отечеству. Впоследствии эта икона была перенесена в Москву, а владимирцы получили ее список, написанный митрополитом Московским Петром. Ныне эта икона пребывает в музее, а в храме почитается другой список Владимирской иконы Божией Матери XVII столетия, также чудотворный, которому поклоняются верующие.

В нашей мастерской Вы можете купить икону Божией МатериСпасителя и других святых в серебряных окладах. А так же заказать эксклюзивный подарок себе и своим близким.

Этот выдающийся памятник древнерусской архитектуры был заложен князем Андреем Боголюбским 8 апреля 1158 года. Его отличают совершенные пропорции, безукоризненная техника кладки, прекрасная обработка деталей, выполненных с удивительным чувством меры. По его образцу и подобию итальянский зодчий Аристотель Фиораванти построил одноименный собор в Московском Кремле. Андрей Боголюбский выделил собору лучшие села и слободы, а также десятую часть в своих стадах, хлебах и доходах от торговли.

Б княжение Всеволода Большое Гнездо в 1185—1189 годах собор, сильно пострадавший от пожара, был расширен: с трех сторон его окружили новыми стенами, а по углам надстроили четыре дополнительные главы. В результате этих перестроек собор смог вместить до 4 тысяч человек. Седьмого февраля 1238 года татаро-монголы разграбили и подожгли Успенский собор. Позже его восстановили, и в 1299—1328 годах он был главным собором Руси — здесь служили митрополиты. В 1411 году вновь пришли ордынские рати, и собор постигла та же участь. В начале XVII века в годы польско-шведской интервенции собор пришел в полное запустение. Восстановление храма началось при Петре I и затянулось до конца XVIII столетия, когда был установлен украшенный позолоченной резьбой новый иконостас. В соборе можно видеть фрески кисти Андрея Рублева и Даниила Черного (1408 г.), в которых отражена тема Страшного суда.

Большую историческую ценность представляет некрополь Успенского собора, где покоятся великие князья Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Всеволодович и другие, а также древнерусские писатели епископ Симон и Серапион Владимирский.

Благоверный великий князь Андрей Боголюбский, родившийся в 1110 году в Суздале, был вторым сыном князя Юрия Долгорукого и внуком Владимира Мономаха В молодые годы был князем Вышгорода (под Киевом), затем Пинска и Дорогобужа В сражениях под знаменами своего отца прослыл отважным и умелым воином В 1155 году князь Андрей обосновался во Владимире. После смерти отца (в 1157 году), вопреки его воле на смертном одре, он захватил Ростов и Суздаль, а столицу Ростово-Суздальской земли перенес из Суздаля во Владимир. Сам князь Андрей жил в основном в Боголюбове — месте, указанном ему в видении самой Пречистой Девой.

Андрей Боголюбский стремился объединить все русские земли в единое великое княжество с Владимиром во главе: «Да будет сей град великое княжение и глава всем», — говорил он. С целью уничтожить соперника — Киев — Боголюбский собрал дружины одиннадцати князей, взял Киев и посадил княжить в нем своего брата Глеба. Попытка сделать то же с Новгородом в 1170 году не удалась: благодаря заступничеству иконы Божией Матери «Знамение» и отчаянной смелости новгородцев полки Боголюбского и его союзников были изгнаны от стен города.

Тем не менее к 1170 году Владимир стал политическим центром всех русских земель, а Владимиро-Суздальское княжество достигло большого могущества и стало сильнейшим на Руси. Однако усиление власти князя Андрея Боголюбского привело к конфликту с боярами и заговору против него, который возглавили родственники его жены, а также приближенные к нему слуги. 27 июня 1174 года князь Андрей был убит в своем замке в Боголюбово.

Благоверный князь Андрей Боголюбский сочетал в себе качества сильного государственного деятеля и преданного слуги Господа. Церковь и государство в его понимании представляли собой две части единого целого. Всю свою жизнь он служил и тому, и другому. Им построено более тридцати храмов, он заботился о распространении православия среди живших на Руси народов (в частности, волжских булгар, которых он разбил в 1165 году), участвовал в составлении летописей, церковных служб и молитвословий, по его почину установлено празднование Покрову Пресвятой Богородицы (отмечается 14 октября). К лику святых князь Андрей Боголюбский причислен в 1702 году.

Адрес

Россия, 600000, г. Владимир, Соборная площадь.

Телефон (0922) 22-42-63.

"Святые места России"

Успенский собор был построен по приказу Великого князя Андрея Боголюбского. Князь приказал поставить собор на высоком холме, так, чтобы его можно было видеть из любой точки Владимира. Храм должен был стать самым значительным строением во всей Руси, так как во Владимире располагался дворец самого Великого князя. В 1158 году началось строительство, в котором принимали участие лучшие русские зодчие и приглашенные мастера из западных стран.

Собор был построен довольно быстро (примерно за два года), но по своей красоте и величию он превзошел даже ожидания князя Боголюбского. Три купола венчали огромную белокаменную постройку, щедро украшенную резным камнем, купола покрыты золотом, внутреннее убранство также богато отделано золотом.

Успенский собор во Владимире — белокаменный шедевр Древней Руси

Самым знаменательным событием для собора и всей Руси был перенос Чудотворной иконы Божьей Матери – главной святыни православных христиан. В 1164 году икона заняла свое место в Успенском соборе и стала именоваться Владимирской иконой Божьей матери. Таким образом, собор Успения Пресвятой Богородицы стал главным собором Руси.

К сожалению, в 1185 году во Владимире разгорелся сильный пожар, не обошел он и Успенский собор. Большая часть храма была разрушена. При правлении брата Андрея Боголюбского Всеволода Большое Гнездо, Успенский собор начали реставрировать. В архитектуру храма внесли значительные изменения, например, теперь собор венчали не три купола, а пять, добавились галереи вокруг храма, кроме того, само помещение стало гораздо больше за счет расширения алтарной стены. Реставрация закончилась в 1189 году. Еще не один раз Успенский собор был в огне и подвергался грабежам монголо-татар и польских интервентов.

На протяжении трех веков (с момента открытия, до 1432 года) в Успенском соборе принимали бразды правления Великие князья-правители Руси. Росписью стен храма занимался сам Андрей Рублев в 1408 году. Он оформил иконостас собора, сделал копию Владимирской Божьей матери, так как оригинал был перевезен в Москву после лишения Владимира статуса столицы. В середине девятнадцатого века к собору решено было пристроить колокольню.

В настоящее время Успенский собор является главным храмом Владимира, в нем продолжают совершать богослужения. В стенах храма хранятся нетленные мощи великих князей Андрея Боголюбского, его брата Всеволода Большое Гнездо и Александра Невского, а так же всех настоятелей собора и епископов.


Василий Поленов. Галерея живописи и рисунков карандашом художника
Успенский собор во Владимире

Русский художник Василий Поленов
Успенский собор во Владимире

Страницы биографии

B 1872 году жизнь Поленова, классного художника первой степени по исторической живописи и кандидата прав, складывалась очень удачно. Весной вышло постановление об отправке его на шесть лет за границу пенсионером Академии художеств «для дальнейшего усовершенствования в искусстве», с июня началась его командировка. Поленов посетил Москву, где осмотрел ряд частных коллекций живописи, затем Киев, Вену и Мюнхен. Художественная жизнь этого города захватила его «круговоротом работы». Круг художников, творчество которых привлекло особенное внимание Поленова, довольно широк и разнообразен… читать далее »

Учитель и ученики

Многие живописцы — Нестеров, Константин Коровин, Илья Остроухое, Исаак Левитан, Головин и другие — отмечали различные аспекты воздействия на них поленовского творчества. В начале 1880-х годов у Поленова появилась непосредственная возможность руководить художественным развитием молодежи. Осенью 1882 года он начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, заменив в классе пейзажа и натюрморта Алексея Саврасова, и вел этот класс до 1895 года.

Успенский собор Владимира

В отличие от Саврасова, взывавшего к эмоциям своих учеников, Поленов обращал внимание прежде всего на технику живописи. Постепенно он погружал своих учеников в тайны колорита, которыми сам владел блестяще… читать далее »

Элеонора Пастон о Василии Поленове

Своеобразие художника, его личности было во многом связано с той средой, в которой он сформировался. Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в старинной дворянской семье, сохранившей традиции русского просвещенного дворянства, восходящие еще ко второй половине XVIII века. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, крупный чиновник и дипломат, был известным историком, археологом и библиографом. Дмитрий Васильевич сумел передать сыну глубокий интерес к древним культурам, в частности — к изучению русской старины, ее памятников. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, была детской писательницей и художницей-любительницей… читать далее »

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *